Церкви и монастыри.



Назад





1.Aлексеевский монастырь.

      Самый древний из угличских монастырей – Алексеевский – построен на возвышенности, называемой в древности Огневой горой. Монастырь был основан в 1371 году крупным московским политическим деятелем митрополитом Алексием как идейный форпост набирающего силы Московского государства. Вплоть до 16-го века постройки монастыря были деревянными. В 1534 году здесь строится первое каменное здание угличского посада – Алексеевская церковь. К сожалению, в 19 веке она была полностью переделана, и теперь уже ничто не напоминает самую старую из каменных церквей Углича.
     В период польско-литовской интервенции 1608-1611 годов Алексеевский монастырь был почти полностью разрушен, угличане, защищавшие подступы к городу, убиты. Очевидно, в память о жителях города, погибших при осаде монастыря, в 1628 году здесь строится трёхшатровая Успенская церковь с трапезной, белым обелиском взметнувшаяся ввысь. За красоту и необычность архитектуры церковь на вершине Огниевой горы в старину назвали Дивной. Отсутствие в трапезной кухни, подсобных помещений наводит на мысль о том, что «Дивная» предназначалась не для обычных трапез, а для торжеств. Безвестный зодчий, возводя «Дивную», строил храм-памятник, подобно собору Василия Блаженного в Москве, церкви Вознесения в Коломенском.
     Трёхшатровая каменная церковь – явление для Углича исключительное: до «Дивной» и после неё подобных сооружений здесь не было. Появление каменной шатровой церкви объясняется, видимо, непосредственным влиянием московского зодчества.
     Рядом с «Дивной» располагается церковь Иоанна Предтечи (1681 г.). Это первый бесстолпный храм города. Тяжелый куб основного объема храма с непропорционально большой апсидой создает впечатление некоторой приземленности и грузности постройки. В интерьере храма сохранились росписи XIX века.
     В 30-е годы в монастыре были разобраны колокольня, башни и стены ограды, хозяйственный корпус, уничтожено кладбище, где похоронены многие именитые горожане. Реставрационные работы, начавшиеся в 1920-х годах под руководством П. Барановского и И. Грабаря и продолженные сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской в 50-е годы, помогли спасти памятники монастыря от разрушения, вернули ему первоначальный облик.
     В настоящее время монастырь передан Русской Православной церкви. Начаты работы по восстановлению ограды, хозяйственных и жилых построек, проводятся богослужения. Возрождается женская обитель.

Назад


2. Воскресенский монастырь.


     17-й век оставил в Угличе несколько выдающихся творений архитектуры. Среди них грандиозный Воскресенский монастырь.
      Время его основания неизвестно, но некоторый свет проливает Житие святого Паисия Угличского, где говорится, что 1 октября 1482 г. на освящении каменного соборного храма Покровского монастыря был в числе прочих воскресенский архимандрит Нафанаил. Есть и другое предположение - он мог быть в числе монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем (1261-1285), управлявшим городом во второй половине XIII века.
      Интересный факт. В начале 16-го века в Воскресенском монастыре были погребены предки по матери будущего первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Хорошо известно, что его мать Ксения Шестова, или после пострижения в монашество инокиня Марфа, была внучкой богатого угличского помещика Тимофея Грязного
.      Деревянные монастырские постройки располагались на самом берегу Волги, там, где сейчас стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Низкий берег у Троицкого ручья не раз заливался водой, постепенно размывался, поэтому возникла необходимость отодвинуть монастырь в глубь суши. Для этого нашлась и возможность. Ростовский митрополит Иона Сысоевич, в юности принимавший постриг в Воскресенском монастыре, в память об этом событии решил отстроить обитель в камне на новом месте.
     В течение 1674-1677 годов был воздвигнут грандиозный монастырь, реализовавший идею монастыря-города.
      Ансамбль включает большой Воскресенский собор с двумя приделами, трёхпролётную звонницу с церковью Марии Египетской, трапезную палату с церковью Одигитрии. Над трапезой возвышается часовая башня, где находились часы «з боем и перечастьем». Все здания подняты на высокий подклет, поставлены в одну линию и соединены галереей.
      Новое место оказалось тоже не совсем удачным. Из-за близости Троицкого ручья и речки Шелковки постоянно стояла вода и подмывался грунт. Впоследствии неудачный выбор места строительства привёл к разрушению монастырских зданий.
      Спустя сто лет монастырь упразднили, а Воскресенский собор переименовали в приходскую церковь.
     В пору борьбы с религией в советское время Воскресенский храм был закрыт одним из первых. В 1923 г. перешел в ведение музея. На этом как бы оборвалась нить преемственности времен, на долгий период прекратилось духовное служение и использование его по назначению.
     Начавшееся в 1936 году строительство Угличской ГЭС, производимые Волгостроем взрывные работы, поднятие уровня Волги еще более усугубили состояние монастыря. Здания за короткое время оказались в критическом состоянии. К счастью, пробудившийся после войны интерес к памятникам отечественной культуры позволил остановить волну разрушений. К 1956 - 1971 гг. относится реставрация зданий монастыря. По проекту профессора Б.А. Ржаницина были осуществлены сложные работы по химическому укреплению грунта, которые позволили устранить причины давно продолжающегося разрушения.
     С тех пор, как был воздвигнут монастырь, прошумели не годы – столетия. Многие постройки, в том числе и стены, опоясывавшие его, полностью исчезли. Но сохранилось главное – собор, звонница и трапезная с церковью, как бы вытянутые в одну стройную линию и составляющие неповторимый по красоте единый ансамбль – удивительное творение русских зодчих.
     Современный этап истории обители начался в 1999 году, когда монастырь был передан Русской Православной церкви и началось возрождение его истинного назначения и монашеской жизни. Можно надеяться, что когда-то вернутся монастырские стены, иконы в иконостасы, будут отреставрированы росписи, а на звоннице появятся крупные колокола.


Вверх
3. Богоявленский монастырь.

     Силуэты глав Богоявленского монастыря особенно хорошо видны при въезде в Углич по старой ростовской дороге. До середины 17-го века девичий Богоявленский монастырь размещался на территории кремля. Его основала в конце 14-го столетия жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия.
     В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место. Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления (сейчас Смоленской богоматери). Особенно большое строительство началось в монастыре в начале 19-го века. Сооружаются корпуса братских келий, Фёдоровская церковь (1818г.), каменная ограда. В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора.
     В архитектуре церкви Смоленской богоматери сохранились черты, ставшие традиционными для угличского храмового зодчества. Реставратарам посчастливилось раскрыть и восстановить прежнее убранство глав церкви – теперь, как и много лет назад, все они покрыты сверкающей зелёной черепицей.
     Церковь Фёдоровской богоматери, пожалуй, наиболее интересный угличский памятник 19-го века. Необычен для Углича её крестообразный план. Скорее всего, здесь сказалось влияние столичного зодчества второй половины 18-го века, когда в Москве и Петербурге стали строиться центрические церкви с планом в виде креста. Внутреннее пространство церкви украшено яркими росписями, напоминающими фрески угличского Спасо-Преображенского собора.
     Последней каменной постройкой монастыря стал колоссальный Богоявленский собор.
     Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.
     Собор – образец официального русско-византийского стиля – возвели по проекту архитектора К.Тона. Самым ярким элементом являются огромные голубые главы с золочёными звёздами. Недаром собор запечатлелся как самый яркий и счастливый образ, оставшийся в детской памяти жившей в кельях монастыря Ольги Берггольц.
     В 1920-е –30-е годы, после закрытия монастыря, храм сильно пострадал: лишился колокольни (после нее осталась изуродованная западная стена), очень повреждено внутренне убранство. Таким, после всех разрушений, использования под склад, он дожил до наших дней.
     В 2003 году было начато возрождение, уже в качестве приходского храма. Можно надеяться, что возродится и Богоявленский монастырь.


4. Николо-Улейминский монастырь.

     В 12-ти километрах от Углича по Ростовской дороге у слияния двух рек Улеймы и Воржехоти среди густых лесов на невысоком холме стоит Николо-Улейминский монастырь. Это единственный полностью сохранившийся монастырский ансамбль на угличской земле. Дата основания монастыря неизвестна, но угличские летописи утверждают, что построен он в начале 15 века в княжение угличского князя Андрея Большого - Горяя, брата великого московского князя Ивана III. Первоначально постройки его были деревянными, каменное же строительство началось здесь во второй половине 16 века. К началу 17 столетия выстроили Никольский собор и трапезную с Введенской церковью. Во время польско-литовской интервенции монастырь был основательно разрушен.
     Во второй половине 20 века планомерные реставрационные и научно-исследовательские работы помогли восстановить облик древних сооружений.
     Ансамбль представляет собой традиционную композицию монастырских комплексов 16-17 веков. Прямоугольная в плане территория монастыря ограждена невысокой каменной стеной с восемью разными по форме башнями – круглыми, четырёх- и восьмигранными. В центре расположены собор, трапезная, многоярусная колокольня. В монастырь ведут двое ворот – западные, главные(Святые) и восточные (Водяные). Восточные обращены к реке Улейме.
     Монастырь был закрыт в 1930году. В 1991 году был передан Русской старообрядческой церкви и стал женской обителью. С 2000 года производятся капитальные ремонтные работы.


Вверх
5. Покровский монастырь.

     Логично было бы вместе с прочими многочисленными утратами не затрагивать и Покровский монастырь, но молчать о нем трудно, – хотя его уже не увидеть, надо сказать о том, каким интересным памятником еще сравнительно недавно обладал Углич.
     Ныне монастыря нет – он, располагавшийся на левом берегу Волги в 3 верстах от города, в конце 1930-х гг., при строительстве ГЭС, был полностью разрушен и затоплен. Сейчас даже не подумать, что середина разлива Волги была сушей, там жили люди, стоял монастырь.
     Как и большинства других, история основания Покровского монастыря покрыта веками. Только известно, что он уже существовал при великом князе Василии Темном, правившем в 1425-1462 гг. Он дал монастырю право собирать пошлину с судов, проходивших по Волге.
     Но принципиально новый этап истории монастыря начался в 1466 г., когда угличский князь Андрей Большой пригласил из Макарьева монастыря Калязина великого старца и подвижника Паисия, приходившегося племянником Макарию, основателю упоминавшейся обители. Из всех других угличских монастырей он выбрал Покровский и занялся его расширением и обустройством. Уже в 1479-1482 гг. при поддержке князя Андрея он строит каменный Покровский собор. Старания и скромность подвижника были так велики, что он в престарелом возрасте и в сане игумена сам носил кирпичи и камни, поправлял кладку. И храм был построен – воистину красивый и огромный, он был самым крупным монастырским храмом на Руси. Внутри своды поддерживали четыре столба, снаружи фасады делились на пять прясел, а сверху их завершали два яруса закомар. Алтарь, по божественному откровению святому Паисию был обращен не на восток, а на юг, а в громадном единственном барабане, венчавшем здание, был расположен придел в честь Герасима Иорданского.
     Все это было необычно, но можно вспомнить, что и Паисий, и Андрей были образованными людьми, к их кругу принадлежал тоже приглашенный в Углич Кассиан (Константин) Учемский, родственник византийских императоров, бывший и в разных греческих городах, и в Риме. Он многое мог рассказать своим друзьям и покровителям.
     Декор собора был прост. Его украшали лишь пояски, лопатки, ступенчатые килевидные порталы, но вместе с живописной пластикой кирпича и пропорциями они придавали храму дивное своеобразие – высокое и простое.
     Не только в Покровском монастыре возводился храм, но и на реке Учме у слияния с Волгой в своем маленьком монастыре Кассиан построил каменную церковь, и на далекой окраине Угличского княжества в Антониевом Краснохолмском монастыре близь Бежецка в, казалось бы, захолустных местах тоже появился собор. И какой! Белокаменный, четкие пропорции и безупречная правильность говорят о том, что его могли строить даже итальянские мастера.
     Но вернемся к Покровскому монастырю, как и почти все создания Андрея, канувшему в Лету. В XVI веке, после смерти Паисия, он продолжал жить. В нем появились каменные трапезная Богоявленская церковь и надвратный Никольский храм. Вплоть до самого конца он являлся самым прославленным и известным угличским монастырем. В Смутное время его разорили и разрушили. Он вновь возродился. При восстановлении, на Покровский собор поставили еще четыре главы, и возобновленная Богоявленская церковь тоже стала пятиглавой. В конце XVII века, очевидно, когда строились ансамбли Воскресенского и Николо-Улейминского монастырей, была сделана попытка обнести монастырь каменными крепостными стенами, но построили лишь две башни по бокам Никольского храма (подобный мотив хорошо известен в Ростове и в Борисоглебском монастыре). В остальном же в XVIII веке монастырь окружили обычной оградой с крохотными башенками. Потом в начале XIX перестроили надвратный храм и Святые ворота. Им придали симметрию, пристроили портик и увенчали классицистической колокольней со шпилем, но башни сохранили первозданный вид.
     Таким был монастырь к ХХ веку, сложившийся на протяжении пятисот лет. Он, как чудный город, как преддверие Углича, вставал над Волгой. С проходивших судов виделись белоснежные раскинувшиеся крылья ограды, могучие Святые ворота в центре и высившиеся над ними пятиглавые Богоявленский и Покровский храмы, взаимно дополнявшие друг друга.
     Более того, при движении вниз по Волге, Покровскому монастырю предшествовал Макариево-Калязинский, еще более массивный и огромный, со стенами и башнями, колокольнями и храмами, и основанный дядей Преподобного Паисия. Так соседствовали на Волге обители причисленных к лику святых дяди и племянника, освящавшие взаимную близость двух городов. На территории Покровского монастыря было кладбище, где покоились в числе прочих монахи и окрестные жители, героически защищавшие его в Смутное время и убитые поляками. И были погребены известные деятели русской истории времен Ивана Грозного, Адашевы: Федор Григорьевич, крупный дипломат, его сыновья Даниил (полководец) и Алексей – глава Избранной Рады. Все они после опалы разными путями попали в Углич и нашли покой в монастыре. Сам царь тоже побывал в Покровской обители.
     Но в 1930-е гг., когда начались работы по преобразованию Волги, в силу странного, но вполне логичного совпадения, Покровская и Макарьевская обители попали в зону затопления. И более того в новых условиях их стремились разрушить, так, что строительство верхневолжских ГЭС было не столько причиной, сколько поводом уничтожения монастырей. Территория Макарьева почти не затапливалась, а Покровский можно было спасти обваловкой, да и он был достоин того, чтобы из-за него изменить местоположение плотины. Калязин в этих условиях лишился двух третей территории. От него уцелели лишь окраины и знаменитая чудом сохранившаяся соборная колокольня, оказавшаяся на середине Волги, а раньше стоявшая на городской площади. Углич потерял много церквей, историческую левобережную часть и Покровский монастырь. Такова проза жизни. Сейчас на берегу близ обители установлен памятный крест.


6. Троицкая церковь на Дивной горе.

     В 10-ти километрах к юго-востоку от Углича на возвышенности у лесной речки Воржехоти стоит Троицкая церковь – центральное сооружение бывшей Дивногорской пустыни, небольшого монастыря, основанного в 1674 году. Тогда же началось строительство Троицкой церкви, закончившееся лишь через 20 лет. Спустя столетие после основания, монастырь, постепенно пришедший в запустение, был упразднён.
     Живописная композиция памятника состоит из пятиглавой церкви, трапезной, шатровой колокольни. В архитектуре церкви чётко прослеживаются черты двух периодов и школ. Галерея и арктурный пояс центрального куба напоминают об ионинских памятниках Ростова. Наличники с разорванным сандриком, восьмигранное окно на храме, круглые слухи колокольни, гранёные барабаны и главы – элементы «нарышкинского барокко» конца 17 века.
     В интерьере сохранились росписи начала 20 века, резной иконостас. Храмовая икона «Троица Ветхозаветная» середины 16 столетия находится в музее Древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва.
     Свободный стройный силуэт памятника завершает холм. Невысокая каменная ограда с аркой ворот, извилистая дорога, проходящая через село, естественно и просто соединяются с красотой пейзажа, которую ещё в древности оценил народ, назвав это место Дивной Горой.


Вверх
7. Церковь Михаила Архангела «в бору».

     Верстах в 8 от города по дороге в Ярославль в достаточно отдаленные времена был основан Архангельский монастырь. Точное время его появления не известно, но в конце XV века монастырь уже существовал. В Смутное время, как и другие, он был разорен поляками, но возродился. В XVII веке в нем находились церкви Рождества Богородицы и Михаила Архангела. Все постройки были деревянные .
     В 1663 г. монастырь как несостоятельный был приписан к угличскому Воскресенскому и в этом статусе оставался вплоть до 1764 г., когда обе обители были ликвидированы. С тех пор берет начало сельский приход Михаила Архангела.
     В 1787 г. вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, доселе украшающий пейзаж этих чудных мест. Исследователь архитектуры не найдет в церкви ничего исключительного – обычный двухэтажный храм с пятью главами, трапезной, каких много не только в округе Угличе, но и в центре России. Но как строителям удалось соотнести его с данным местом! Чудная простота побеленной кладки, незамысловатых архитектурных деталей так вяжется с окружающими соснами, лесной полянкой и удаленностью не только от шума машин, но и от окрестных деревень. Въезжая по дороге в Архангельское, будто попадаешь в другой мир. От села давно ничего не осталось – только погост и церковь, возносящая к небу свои главы.
     Протяженный корпус храма с пристроенной папертью и появившейся впоследствии маленькой классицистической колокольней был бы самодостаточен, но в начале ХХ века рядом с ним появляется странный гигант – массивная краснокирпичная колокольня. Удивляешься, зачем была нужна она маленькому сельскому приходу, когда такая громадина могла осенять и крупный монастырь? Но ныне, не вдаваясь в ее архитектурные формы, мы скажем, что она была нужна как живописное дополнение, как яркое цветовое пятно, дополнившее простоту и белизну самого храма. Кажется, что ни изощренный архитектор, а художник нарисовал эту картину, и его совсем не интересовала сухая практичная логика.
     Архангельская церковь никогда не закрывалась, и в ней на удивление целостно сохранился интерьер XIX века, такой мало примечательный и обычный, но после варварства послереволюционных лет ставший исключительной редкостью. Там видны раскрашенные полы, поздняя масляная живопись, лепнина. Иконостас, хотя и с трехгранным выступом, своими формами очень напоминает иконостас церкви Царевича Димитрия «на крови». Прежнее убранство нижнего Введенского храма почти утрачено. Ныне его образуют современные росписи и иконы, в выразительности, кажется, превосходящие старинные украшения верхнего. Они тщательно следуют канонам и формам традиционной древнерусской живописи.
     В этих местах жива память трагичных событий Смутного времени, отделенных от нас покровом четырех веков. Цела могила 40 иноков и 300 крестьян, павших при взятии монастыря в 1609 г. Нам покажут Святой пруд с удивительно чистой водой, в котором были когда-то скрыты монастырские ценности, и болотистую Черную лужу, в которую по легенде побросали тела убитых захватчиков. Но страсти давно отгремели. Ныне нас поразят одухотворение, тишина и покой этих мест.


Вверх
8. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

     Рядом с ансамблем на берегу Волги стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-1690).Словно по контрасту с мощными объёмами Воскресенского монастыря безвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые приделы с севера и юга.
     В гармоничной композиции всех элементов храма неожиданным выглядит монументальное крыльцо, восхитившее когда-то Н.К.Рериха, изобразившего его в картине «Углич». Долгое время архитектура крыльца, подвергшегося в 19 веке значительным переделкам, оставалась загадкой. В процессе исследований выяснилось, что крыльцо относится к редкому типу «уступчатых».
     Церковь, как рассказывает сказание, построена на средства богатого местного купца Григория Чеполосова. В 1663 году трагически погиб младший сын купца Ваня. В память о мальчике Чеполосов и решил построить церковь. В северном приделе её в 1960-е годы реставраторы обнаружили аркасолий (нишу), где захоронен Ваня Чеполосов.
     Предтеченская церковь на редкость нарядна. Радует глаз золотистый цвет окраски наружных стен, на фасадах храма, как драгоценные камни, сверкают многоцветные изразцы.
     Памятник отовсюду смотрится удивительно красиво: и издалека, и на фоне могучих белых стен Воскресенского монастыря, и вблизи, когда освещённые солнцем сверкающие главы и шатры напоминают сказочный дворец, и с левого берега Волги, когда золотистый цвет стен отражается в голубой глади воды.


9. Церковь Царевича Димитрия «на поле» .

     В Угличе настолько было велико почитание своего самого известного святого и так жива память о печальных событиях, что ему за триста лет посвятили целых три храма, тогда как в других городах посвящение царевичу Димитрию – большая редкость.
     Старая легенда повествует о том, что 3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие, но перед тем остановились около города и разрешили угличанам попрощаться с царевичем. Это событие не было забыто, и вскоре на месте прощания была выстроена часовня. В 1683 г., когда в кремле строили новую теплую церковь при Спасо-Преображенском соборе, туда перенесли старый деревянный храм, который и стоял больше 40 лет. В 1729 г. вместо него построили каменную церковь Царевича Димитрия и Святых Кирика и Иулиты, но и она не оказалась долговечной – в 1798-1814 гг. несколько в стороне от нее построили новый храм, существующий до наших дней.
     Церковь Царевича Димитрия «на поле» (так ее называют, в отличие от кремлевского храма «на крови») – типичный памятник своего времени. Она одноэтажная, пятиглавая с трапезной и колокольней. При традиционной композиции, в ее убранстве преобладают формы классицизма. Таковы четыре тосканские колонны, фронтоны перед четвериком, пилястры, карнизы, оформление колокольни. Церковь нельзя назвать интересным архитектурным памятником, но она по-своему красива и примечательна, а главное – она важный исторический памятник и святыня наших мест.
     Внутри сохраняется предалтарный иконостас в виде триумфальной арки. В несколько небрежной композиции чувствуются благородные классические формы. Росписи храмовой части выполнены в 1836 г. Они очень близки росписям Спасо-Преображенского собора. Нельзя исключить, что их создали те же мастера. Здесь тоже встретятся иллюзорные формы – колонны, кессонированный свод, совмещенные с клеймами святых и сюжетов, но, конечно, во всем видна скромность небольшого кладбищенского храма. С иконостасом росписи образуют целостный и единый ансамбль, выражающийся в использовании схожих деталей.
     Наверно, не случайно церковь, посвященная небесному покровителю города, никогда не закрывалась, в советские годы оставалась единственным действующим храмом. В ней собрались многие святыни Углича и от нее веет староправославной святостью и чистотой, никогда не прерванных варварством и поруганием. Только этот храм и несколько сельских несут нам связь с жизнью прошлого, исконной культурой православия и верой.


Вверх
10. Казанская церковь.

     Если Спасо-Преображенский собор – главный храм Углича, то самым заметным, несомненно, является Казанский храм, стоящий на Успенской площади. Он виден отовсюду – и из кремля, и в перспективе Московской улицы, и с многих других мест. Его колокольня, наверняка, самая высокая в городе.
     С давних пор это место вблизи кремля было торговой площадью. Точнее их было три: Хлебная, Сенная и Лесная. И вот на первой из них в какой-то период появился храм Великомученика Георгия. По легенде его выстроил в честь своего святого один угличский князь. Кто это был, мы точно не знаем. Толи Георгий (Юрий) Александрович, или Юрий Звенигородский, или младший брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич. Соответственно это могло произойти в начале XIV века, на рубеже XIV-XV веков или в XVI веке. По крайней мере, к началу XVII века уже существовала церковь Страстной иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия и Михаила Малеина. Храм простоял до Смутного времени, когда был сожжен, разделив судьбу города и его православных святынь.
     Казалось бы, после всех несчастий храм был бы забыт, к тому же и на месте, где он стоял, появились торговые лавки. Но судьба распорядилась по иному. В Углич прибыл некий старец Варлаам, «дворцовыя Александровския слободы вотчины Симонова монастыря бывый строитель». По своему обещанию, он непременно хотел выстроить в городе Казанский храм. В 1638 г. он просил на это разрешения у царя Михаила Феодоровича и через некоторое время получил.
     Вскоре деревянная церковь была построена. В ней кроме главного Казанского престола были еще три: великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии, и Алексия человека Божия, в чем сказалась и память о прежнем храме, и странное посвящение царской семье. Ведь, как говорится в документах, в посвящении престолов присутствуют соименные святые самого царя, его жены и сына. Возможно, это не только выражение верноподданнических чувств, но и свидетельство близости старца царской семье.
     Новый храм простоял недолго. В 1641 г. умер старец Варлаам, а в 1644 г. храм сгорел. Но, очевидно, вскоре был вновь отстроен. По Писцовым книгам 1674-1676 гг. это была деревянная трехшатровая церковь с двумя приделами.
     Таким храм простоял больше столетия, пока в 70-х гг. XVIII века не уступил место существующему ныне каменному храму. Его выстроили двухэтажным в модном тогда барочном стиле. Он высокий, устремленный ввысь. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня.
     В 1793 г. храм снова сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно медленно восстановили. Колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 гг. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино. Все три яруса украшены колоннами, фронтонами, красивыми арочными проемами. Прежде ее венчал шпиль, и лишь впоследствии появилась существующая глава.
     Если бы мы зашли в верхний храм столетие назад, то поразились красотой отделки. Его украшал резной предалтарный иконостас, изготовленный после пожара. Вся резьба была вызолочена, а фон окрашен в голубой цвет. На створках царских врат резное изображение Тайной Вечери и Благовещения, над ними возвышался роскошный балдахин. Росписи стен выполнил в классической манере живописец их деревни Антухово Угличского уезда крепостной графа Шереметева С.А. Ненастьев. Таким был верхний храм, но был также красив и нижний.
     Главной святыней Казанского храма был небольшой храмовый образ, пожертвованный в церковь еще ее основателем старцем Варлаамом, а затем, как отцово благословение переданный его сыну дьячку Терешке Васильеву. Из многих городов и сел приезжали люди поклониться чудотворному образу, стоявшему на левой стороне в иконостасе. Сам же храм всегда числился бесприходным. Он содержался за счет городского общества и разных пожертвований. Ведь он стоял на людной торговой площади. Многие богатые купцы и мелкие торговцы, чтобы заручиться поддержкой в торговле жертвовали на храм, опускали деньги в церковную кружку. Таким храм достоял до советского времени.      А дальше в 1921 г. случился пожар, уничтоживший торговую площадь со всеми ее лавками, рядами – прекрасный классицистический ансамбль. У Казанского храма сгорела колокольня. Со временем ее наспех восстановили. Одно время он был приписан к стоявшему рядом Успенскому храму, но в 1924 г. его закрыли. Казанский был сохранен, в него перешли прихожане и причт Успенского храма. В 1935 г., в связи с началом деятельности Волгостроя, строительства Угличского гидроузла, якобы из-за нехватки помещений, городские власти закрыли и Казанский.
     Его использовали не по назначению: в нем были и водонапорная башня, и общежитие, и склады… К счастью, он выстоял, пережил все разрушения и вот теперь, начиная с 2000 г., восстанавливается, вновь принадлежит верующим, выполняя свою прямую роль.


Вверх
11. Корсунская церковь.

     Еще при въезде в город со стороны Ярославля нас встретит первый храм, эффектно высящийся над домами. С Волги тоже видны колоколенка и группа глав, являющиеся одним из элементов панорамы.
     В достаточно отдаленные времена, быть может, в XIII веке при угличском князе Романе, на северо-западной окраине посада над земляным валом и крутым берегом Селивановского ручья возник монастырь Святого Макария Египтянина. Как стоящий на валу он был одним рубежей обороны города, и одновременно обеспечивал духовную защиту. В польское разорение Смутного времени, повторимся еще раз, он был разрушен и больше не восстанавливался. В память о нем там построили деревянный шатровый Покровский храм с приделом Макария Египтянина. В XVIII веке появилась возможность выстроить каменный храм, но при этом главный престол освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери – по чтимой и чудотворной иконе, обретенной еще на развалинах монастыря. Придельный престол посвящен Макарию Египтянину.
     Церковь построили в 1730 г. и выдержали отчасти в традициях древнерусской архитектуры, отчасти в стиле «нарышкинского барокко». Она необычайно стройна. Состоит из храмовой части, трапезной и колокольни – всех обычных частей, поставленных по одной оси. Пятиглавие, как огни свечей, возносится над внушительным четвериком. Под его крышей читаются парные арки, напоминающие убранство церкви Дивной горы, а на окнах узорные наличники. Вслед за трапезной поднимается удивительно легкая, стройная колокольня. Удивляешься, когда понимаешь, что она построена по одному типу с кремлевской – настолько разный они производят эффект. Местами на фасадах, кроме уже упомянутых наличников, встретятся узорные выкладки из кирпича и многоцветные изразцы.
     Но, обходя храм кругом, мы воспринимаем его лишь наполовину – детали, на вид слишком крупны, и мы что-то недопонимаем. И это правильно – храм рассчитывался на обзор издали, на активную роль в городской панораме. Каким мы увидим его, если поднимемся на гору у нынешнего Дворца культуры!
     Словно птица парит над невысокими домами, над прогалиной между горами и пробегающим ручьем. В этом ракурсе он кажется похожим на знаменитый «Дивный» храм в Алексеевском монастыре – такое же внимание к панораме и четко выверенный силуэт.
     Но внутри мы, к сожалению, не увидим ничего – только новая утварь. Таково наследие печальной поры. Храм был закрыт самым последним в 1941 г. Несколько лет вместе с церковью Димитрия «на поле» они оставались единственными светильниками православия в древнем городе. И символично, что его открыли первым в 1994 г. С него началось местное возрождение православной культуры.




| Вверх |

| На главную | История | Искусство | Архитектура | Карта города | Карта сайта |

Сайт создан в системе uCoz